Фундамент из покрышек своими руками: этапы работы, нюансы и особенности

Фундамент

Создание традиционного фундамента из цементно-песчаной смеси с армировкой требует вложений средств и больших усилий. Но даже в этом случае нет гарантии получения качественной постройки, т. к. важно учитывать множество нюансов. Есть более простой и доступный вариант – фундамент из автомобильных покрышек. По прочности не уступает бетонному, есть и другие преимущества. Нужно более подробно рассмотреть эту разновидность конструкции, т. к. важно понять, для каких объектов она подходит.

Что это такое

Покрышки созданы для эксплуатации в наиболее сложных условиях. Они воспринимают высокие нагрузки, удары, выдерживают интенсивное трение, воздействие агрессивных сред. При этом сохраняют первоначальный вид на протяжении длительного периода. Такие свойства позволили расширить область применения. Например, поверх старых резиновых изделий сооружают разные строения.

Покрышки производятся из каучука, содержат корд – жесткий каркас. Он выполняет функцию армировки, как стальные прутья в бетоне. Причем материал корда разный:

  • хлопок;
  • металлическая проволока;
  • искусственные волокна.

Благодаря устройству шины до сих пор продолжают использовать при создании фундамента, хоть такой способ и появился довольно давно. Конструкцию с элементами из каучука в составе впервые использовал житель Санкт-Петербурга – Михаил Семыкин. Он обратил внимание на долговечность, прочность покрышек, которые могут подолгу находиться в грунте, не теряя свойств.

Михаил также отметил, что обычно для создания фундамента необходимо много бетона, сопутствующих компонентов. Эти наблюдения натолкнули его на мысль о том, что можно попробовать объединить материалы в одну конструкцию – сделать основу для бани, сарая или другой постройки. Семыкин использовал покрышки троллейбуса. Главной проблемой была проверка на практике, как они поведут себя под постоянным воздействием нагрузок в течение длительного периода.

Для начала Михаил решил выдержать фундамент 1 год. Оказалось, что в таких условиях он повел себя идеально – не деформировался, не начал разрушаться. Конструкция сохранила первоначальные свойства. Это стало поводом для дальнейших экспериментов. Метод был запатентован. Михаил Семыкин удостоверился, что через 1 год эксплуатации основа осталась неповрежденной. Уже есть готовые проекты, которые подтверждают, что метод работает.

Фундамент из автомобильных покрышек представляет собой сооружение, основу которого составляют шины. Их располагают по-разному: по периметру постройки, делают подобие столбов и т. д., зависит от конфигурации возводимого объекта. Для упрочнения, повышения жесткости используется цементно-песчаный раствор. Дополнительно применяют наполнитель, чтобы резина не прогибалась.

Плюсы и минусы основания из покрышек

Каучук гибкий, способен восстанавливать форму. Это позволяет применять изделия из такого материала для строительства разных объектов, т. к. конструкция не так сильно подвержена действию сил пучения, как бетонное сооружение. Свойства каучука позволяют возвести надежную конструкцию на нестабильных грунтах (подтопляемых, подвижных). Можно даже строить объекты из покрышек своими руками, т. к. технология довольно простая.

Другие преимущества метода Семыкина:

  • способность шин переносить перепады температур, в этом случае каучук не теряет свойств, внешний вид тоже сохраняется, это позволяет эксплуатировать сооружение в течение длительного периода, т. к. будут постоянно сменяться времена года, а нижняя часть постройки ничем дополнительно не защищена, поэтому приходится рассчитывать только на характеристики резины;
  • высокая скорость возведения: нужно сравнить, насколько быстро можно построить основу дома из шин или бетона, первый вариант выигрывает, хоть сам по себе тоже не строится стремительно – придется заниматься копкой, трамбовкой, приготовить некоторое количество цементно-песчаного раствора, но даже при выполнении этих работ длительность строительства меньше, чем при создании монолитного/ленточного фундамента;
  • стойкость к действию влаги: эксплуатируется сооружение, содержащее каучук, при различных условиях, вероятность расширения резины под действием замерзшей жидкости стремится к нулю, т. к. у нее другая структура, в результате увеличивается срок службы всего строения;
  • обеспечение защиты от влаги наполнителя, содержащегося внутри (цементно-песчаный раствор, битый камень, щебень и др.);
  • низкая себестоимость – старые покрышки стоят недорого, их можно приобрести за бесценок на СТО, там же часто отдают шины бесплатно, если их много, а спрос низкий, еще один вариант – узнать у друзей, родных;
  • низкая трудоемкость: работы по строительству занимают мало времени, т. к. не приходится ждать, когда полностью затвердеет бетон;
  • стойкость к постепенному проседанию, изменению формы под действием нагрузок или в результате естественного старения;
  • отсутствие необходимости использования крупногабаритной техники, специального оборудования, основной инструмент – домкрат и лопата.

Интересно! Старые покрышки – изделия, требующие утилизации. Их не рекомендуется выбрасывать на свалку, как и сжигать. Это способствует высвобождению вредных веществ в почву, грунт или воздух. Применение шин в составе основания постройки – один из способов их утилизации.

Благодаря свойствам каучука фундамент из покрышек может применяться даже для строительства объектов в регионах с высокой сейсмоактивностью. Это обусловлено не только прочностью изделий, способностью восстанавливать форму, но и обеспечением защиты внутреннего наполнителя. Он не растрескивается, но даже если такое случается под действием сильных нагрузок, основание не разрушается, продолжает выполнять свою функцию.

Еще одна особенность – большая площадь покрытия. Если изделия устанавливать по периметру объекта или точечно – на угловых и других участках, подвергающихся наибольшей нагрузке, можно обеспечить высокую надежность сооружения. Это особенно важно, когда речь идет о строительстве опор для дома.

Недостатки у основания, сделанного из шин, тоже есть, но их мало:

  • низкая сопротивляемость предельным нагрузкам, например, подобные сооружения не рекомендуется возводить, когда планируется капитальное строительство объекта, многоэтажных зданий;
  • появление специфического запаха резины, что является следствием нагрева каучука на солнце, к разрушению строения это не приведет, но может причинить дискомфорт жильцам, поэтому рекомендуется закрывать основание листами металла с цинковым покрытием или использовать термостойкую краску.

Можно также выбирать для строительства участок, который не находится на открытом пространстве, а слегка или полностью затенен. Проблем с появлением запаха из-за перегрева резины не возникает в северных и центральных регионах, где умеренный и холодный климат, а уровень активности солнца не так высок, как на юге.

Важно! Основание из шин обычно выбирают для строительства более легких объектов и всегда – для возведения зданий малой этажности (одно-, двухэтажных). Причем выбор материала для стен делают среди вариантов, которые отличаются небольшим весом.

Следует также укладывать шины на слой защитного материала. Это обусловлено тем, что постепенно они начнут выделять вредные вещества, которые попадут в почву. Если использовать непроницаемый материал между покрышками и почвой, можно предупредить возникновение опасной ситуации.

Особенности фундамента

Когда выбирают шины для строительства, учитывают способ их упрочнения и фиксации на земле. Наполнители, которые рассматривают для этого:

  1. Щебень. Если автомобильные камеры заполнить таким материалом, можно получить сооружение повышенной жесткости. Шины до упора наполняют щебнем. Когда сверху на покрышку будет оказываться нагрузка, а по бокам фракции удерживаются каучуком с кордом внутри, сооружение не будет отличаться высокими амортизационными способностями.
  2. Песок. После заполнения рекомендуется увлажнить материал. Это позволит лучше уплотнить песок. Такой наполнитель способствует усилению амортизационных свойств сооружения.
  3. Бетон. Чаще всего прибегают к методу внутренней заливки. Вариант распространен при строительстве столбчатого, плитного основания. Для повышения прочности изделия, уложенные вплотную друг к другу, заливают не только внутри, но и снаружи.

Важно! Для повышения прочности и жесткости конструкции, используют армирующий материал. В этом качестве выступают стальные прутья, профилированные трубы. Армировку закладывают внутрь опор, после чего их засыпают наполнителем.

Разница между колесным фундаментом и другими видами оснований:

ОсобенностиТип сооружения:
СтолбчатыйЛенточныйМонолитныйИз покрышек
Площадь покрытияНебольшаяСредняяМаксимальная
Большая
Строительство на неустойчивых грунтах+++
Способность сопротивляться повреждению, образованию трещинВысокаяНизкаяНизкаяВысокая
Расширение при контакте с влагойЗависит от материала: металл не расширяется, а кирпич и бетон – да++
Степень сложности строительстваВысокая (требуется оборудование для бурения грунта)Высокая по причине значительного объема работВысокая: большой объем работ + нужна сложная техникаНизкая
Этажность объектаЛюбаяНизкаяЛюбаяНизкая

Отзывы о фундаменте из покрышек

«Сделал у себя на участке баню на резиновых изделиях. Очень неплохо получилось, т. к. грунт подтапливается – болотистый. Сделал надежно, к тому же недорого. Из наполнителей выбрал щебень и песок. Рассматривал вариант добавления глины, суглинка, но в этот раз решил не экспериментировать. Сверху залил опилкобетон, поставил каркасную конструкцию».

Андрей, г. Кузбасс

«Когда планировал строить на даче дом, выбирал фундамент. Грунт в нашем регионе особо пучинистый, ленточная основа будет лопаться. Понравилась идея колесного фундамента. Решил – сделал. Теперь ни зимой, ни летом нет проблем с постройкой. Двери, окна стоят ровно, их не перекашивает, как на бетонной основе. Каучук ведет себя идеально, принимает нагрузку, выполняет амортизационную функцию».

Олег, г. Санкт-Петербург

Виды фундамента из покрышек

Строение шины ограничивает выбор типа основания под объект. Например, нужно помнить, что при использовании сплошного полотна учитывают недостаток – оно может лопнуть, т. к. внутри шины не соединены между собой. Это значит, что фундамент на покрышках любой конструкции имеет свои особенности.

Столбчатый

Универсальный вариант, считается подходящим для нестабильных, болотистых грунтов. Преимущество у столбчатого сооружения сильнее проявляется на участке в зонах с повышенной сейсмоактивностью. Шины принимают на себя основную нагрузку. Благодаря сыпучему наполнителю и способности каучука восстанавливать форму сооружение может амортизировать даже более существенные силы давления.

Особенности столбчатого фундамента:

  • рекомендуется использовать шины крупного транспорта: тракторов, грузовых авто, спецтехники, благодаря этому повышается надежность конструкции;
  • делают отверстия в грунте, глубина ям соответствует высоте установленных друг на друга шин – их может быть 3-5 шт., что зависит от конструкции возводимого объекта;
  • жесткость конструкции увеличивается благодаря наполнителю;
  • внутрь нужно залить бетон, с внешней стороны щели между землей и шинами также заполняют щебнем и заливают бетоном.

Длительность застывания цементного раствора зависит от его количества. Чаще всего при выборе ленточной основы к следующему этапу работ приступают через 4-10 дней.

Сплошной (монолитный)

Готовится котлован. Формируют дренажный слой из щебня, песка. Толщина стандартная – до 20 см. При этом траншея не может быть сильно мелкой. Ее глубина соответствует ширине покрышки, учитывают и толщину дренажного слоя. Шины выкладывают вплотную друг к другу.

Важно! Те, кто строил монолитный фундамент, утверждают, что укладывать шины лучше в 2 слоя. Это повысит амортизационные свойства сооружения. Для упрочнения изделия первого и второго уровня крепят саморезами.

Внутрь можно заложить любой наполнитель. Подойдет щебень, битый кирпич. Его укладывают на слой гидроизоляции, который закрывает нижнюю часть шины изнутри. Главный этап – заливка бетоном. Нужно заполнить покрышки, сверху выровнять раствор, чтобы получилась гладкая площадка.

Ленточный

Принцип напоминает традиционную схему сооружения фундамента ленточного типа из бетона:

  • роется траншея под каждую из несущих стен;
  • глубина должна соответствовать ширине двух шин плюс слой дренажа;
  • ширина траншеи превосходит диаметр изделий из резины, причем значение этого параметра должно быть больше, чем ширина будущей стены.

Принцип дальнейшего выполнения работ сохраняется, как и в ранее рассмотренных случаях: шины заполняют щебнем или битым кирпичом, заливают бетоном.

Что можно возвести на фундаменте из покрышек

Разработчик метода (Михаил Семыкин) подтвердил возможность строительства жилого дома на шинах. Площадь объекта, который он сам построил, составила 260 м2. Но свой дом Семыкин строил с учетом правил – он понимал, что на такой основе не возводят высокие тяжеловесные конструкции.

Фундамент из шин можно строить на любых грунтах, даже мягких, подтопляемых, с высоким риском сейсмоактивности в регионе. Такой вариант рекомендуют выбирать и там, где нет возможности выровнять грунт. При использовании старых покрышек в строительстве учитывают, что лучше всего себя ведут определенные объекты на этом основании:

  • бани;
  • гаражи;
  • бытовки;
  • ограждения;
  • хозпостройки (сараи, помещения для содержания животных);
  • беседки;
  • каркасные строения и другие легкие постройки.

Если рассматривать тип материала, то не следует использовать кирпич, бетон, камень. Причина заключается в снижении амортизационных свойств резины под действием предельно высокой нагрузки.

Фундамент из покрышек – инструкция монтажа

Принцип возведения схож в разных случаях. Объединяет все схемы строительства способ заполнения пустот и заливка бетоном. Разница заключается в технике укладки шин, это определяет тип основания: ленточное, плитное или столбчатое. Ниже будет рассмотрен пример, когда используются покрышки вместо фундамента. Это означает, что строят подобие столбов. Основание может быть сооружено вровень с грунтом или возвышаться над поверхностью. Правильная инструкция, как сделать фундамент такого типа:

  1. Выравнивание участка.
  2. Копка ям.
  3. Укладка дренажа: щебень + песок.
  4. Монтаж столбов. Складывают резиновые изделия в готовые ямы. Допустимо уложить их так, чтобы столбы возвышались над землей.
  5. Армировка. Внутри устанавливают металлические прутья – их заглубляют в грунт, обвязывают жесткой проволокой.
  6. Засыпка наполнителем – щебнем и песком. Его нужно увлажнить, чтобы лучше утрамбовать.
  7. Заливка столбов цементом.

Резиновые изделия защищают гидроизоляцией сверху.

Советы и рекомендации

Когда планируется возводить основу с элементами из каучука, нужно максимально изучить информацию о такой разновидности сооружения, учесть малейшие нюансы:

  • нельзя набивать покрышки слишком плотно, т. к. это негативно скажется на амортизационных свойствах;
  • вместе с тем и пустоты внутри недопустимы, это снизит прочность основы;
  • для строительства столбов используют резиновые изделия одного размера;
  • при возведении опор можно выполнить обвязку, используя деревянные брусья, что позволит объединить элементы в одну конструкцию;
  • угловые участки фундамента укрепляются арматурой.

Соответственно, применение старых покрышек в строительстве помогает утилизировать вредный материал, который не рекомендуется перерабатывать путем сжигания, не следует его складировать и на свалках. Резиновые изделия используют при создании основания под легкие постройки малой этажности. В таком случае стены лучше строить по каркасной технологии. Главным преимуществом сооружений такого типа называют возможность компенсации давления путем деформации каучука.

Kirill

12 лет опыта в строительстве, 8 из которых в строительстве бань. Есть 2 высших образования Промышленное и гражданское строительство и Теплогазоснабжение и вентиляция.

Оцените автора
Бани и сауны
Добавить комментарий

Adblock
detector